Резолюция сьезда

РЕЗОЛЮЦИЯ

III СЪЕЗДА ГЕРОНТОЛОГОВ И ГЕРИАТРОВ РОССИИ

24-25 октября 2012 г.                     г. Новосибирск

 

Девиз Съезда: «Гражданам России — активное долголетие»

Делегаты и участники III-го съезда геронтологов и гериатров России отмечают, что в мире и в России интенсивно меняется демографическая структура населения. При этом, на всех континентах, как в развитых, так и в развивающихся странах темп прироста пожилого населения значительно опережает темп прироста  всего  населения и чем старше возрастная группа, тем интенсивнее растёт её численность.

По данным Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам в настоящее время в мире насчитывается почти 700 миллионов людей старше 60 лет. К 2050 году лиц старше 60 лет будет около двух миллиардов и они составят более 20% населения земного шара.

Учитывая данное обстоятельство, мировое сообщество готовится к грядущим переменам. Мадридский международный план действий по проблемам старения и Политическая декларация, принятые на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения в апреле 2002 года, поставили перед мировым сообществом в качестве ключевой проблемы задачу создания общества для людей всех возрастов.

В Российской Федерации в настоящее время проживает 31,7 млн. человек старше 60 лет. Доля этой популяционной группы в структуре всего населения с 1989 года возросла с 15% до 21%. При этом в некоторых субъектах Российской Федерации она доходит до 28% от общей численности населения региона. Увеличение доли старшего поколения в демографической структуре России полностью соответствует общемировым тенденциям и требует принятия масштабных безотлагательных комплексных мер административного, юридического, экономического, медицинского, социального и культурного характера.

 В ходе работы съезда были подняты следующие актуальные вопросы:

  •                    недостаточная готовность  российского общества к возрастным демографическим изменениям в стране  и значительному увеличению численности людей старшего возраста;
  •                    отсутствие федеральных программ и проектов, непосредственно ориентированных на решение  проблем пожилых граждан России;
  •                    неполное использование рекомендаций Мадридского международного плана действий по проблемам старения 2002 года, принятого странами ООН;
  •                    фактическое отсутствие в России  геронтологической службы;
  •                    слабые межведомственные связи между организациями и учреждениями, обеспечивающими работу по проблемам пожилых людей;
  •                    дефицит информации об уровне и качестве жизни, состоянии здоровья пожилых граждан, необходимой для принятия решений и подготовки директивных документов и программ на федеральном и региональном уровне, отсутствие информационной базы медико-социальных данных о долгожителях России;
  •                    неудовлетворительная кадровая обеспеченность российского здравоохранения специалистами геронтологического профиля, отсутствие системной до дипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала по специальности гериатрия, отсутствие подготовки по гериатрии «узких» специалистов, слабая геронтологическая составляющая в учебных программах медицинских ВУЗов;
  •                    отсутствие среди приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации геронтологических исследований, разобщенность академической и вузовской науки в изучении проблем увеличения продолжительности жизни, сохранения трудоспособности в пожилом возрасте и преждевременного старения;
  •                    не достаточная обеспеченность населения России медицинскими учреждениями геронтологического профиля;
  •                    небольшое количество общероссийских профессиональных и общественных объединений геронтологов и гериатров и слабая координация их совместной деятельности;
  •                    сложности при выполнении медицинских услуг пожилым пациентам ( в том числе пациентам госпиталей для ветеранов войн) в связи с отсутствием протоколов и стандартов оказания медицинской помощи, учитывающих возрастные особенности, а также недостаточным обеспечением профильных учреждений современным медицинским оборудованием.

 

Обсудив вышеуказанные вопросы, Съезд констатирует:

  •                    федеральная целевая программа «Старшее поколение на 2002-2004годы», Приказ Минздрава России № 297 от 28.07.99 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации» не были выполнены и, как следствие, ряд важнейших вопросов, определяющих состояние геронтологии и гериатрии в нашей стране, остаются  нерешенными.
  •         остро стоит вопрос разработки средств и методов ранней диагностики возрастассоциированных заболеваний, профилактики и лечения преждевременного, сохранения трудоспособности в пожилом возрасте, разработки медицинских стандартов (протоколов) ведения этой категории больных с учетом высокой степени полиморбидности у данной категории пациентов.
  •         недостаточная поддержка оказывается не только фундаментальным исследованиям, но и прикладным разработкам в области геронтологии. В  перечне направлений Государственной научно-технической программы «Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении» отсутствует раздел, определяющий решение медицинских проблем старших возрастных групп.
  •         нормативная база гериатрической службы РФ существенно устарела; действующие документы, заложившие ее основу и определившие начальные этапы становления, нуждаются в адаптации к современным условиям.

Во многом сложившаяся ситуация объясняется отсутствием программного документа  и органа, координирующего работу общественных организаций страны по решению проблем демографического старения, таких как:

Ассоциация по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения «Здоровые города, районы и посёлки»;

Российская организация госпиталей ветеранов войн;

Геронтологическое  общество при РАН;

Общероссийская общественная организация «Здоровье  работающего

населения России»

Общественный фонд помощи престарелым   «Доброе дело»

Союз  инвалидов России

Некоммерческое партнерство «Достойный выбор»

Некоммерческое партнерство «Национальное Общество Качества»

Некоммерческий фонд  «Здоровье человека»

Союз пенсионеров России;

  •        съезд поддерживает представленные материалы по формированию Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России» на период 2014-2018 гг.  Участники съезда полагают, что только при наличии Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни», создании межведомственной геронтологической службы и российской ассоциации геронтологов и гериатров будет определен системный подход к управлению возрастными демографическими процессами России с учетом экономических и социальных интересов страны.

III съезд геронтологов и гериатров России  решает:

  1.                  Учредить Российскую ассоциацию геронтологов и гериатров (РАГГ).

Определить местонахождение головного учреждения РАГГ в городе Москве;

Избрать Правление РАГГ в количестве 78 человек(список прилагается);

Избрать Президиум  Правления РАГГ академика РАМН, профессора В.Н. Шабалина;

Утвердить ревизионную комиссию РАГГ в составе:

Захарова Н.О., Якушин М.А., Канунникова Л.В.

 

  1.                  Поручить Правлению РАГГ:

-до 30 ноября 2012 года сформировать исполнительные органы РАГГ- рабочие группы по направлениям деятельности.

-в течение ноября-декабря 2012 г. доработать проект Устава РАГГ и провести его согласование с региональными отделениями по системе интерактивной связи;

-обратиться в федеральные и региональные государственные органы власти, общероссийские и региональные общественные объединения с предложением выработать эффективные координированные действия, направленные на выполнение Указа Президента России В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и вынесению на рассмотрение Государственным Советом Российской Федерации вопроса « О задачах по подготовке органов государственной власти и институтов гражданского общества к увеличению численности населения пожилого возраста».

 

— подготовить предложения государственным и общественным организациям:

  •                    по выполнению Мадридского международного плана действий по проблемам старения;
  •                    по созданию системы межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений медицинского и социального профиля, профессиональных и общественных объединений в целях продления профессионального долголетия населения России;
  •                    по организации геронтологической службы на федеральном и региональном уровнях;
  •                    по совершенствованию обеспечения учреждений геронтологического профиля необходимыми специалистами в области медицины и социальной работы, по пересмотру системы подготовки   кадров врачей и среднего медицинского персонала по специальности гериатрия;
  •                    по улучшению материально-технического оснащения госпиталей ветеранов войн, разработки программы централизованной поставки в них медицинского оборудования, увеличению штатных нормативов среднео и младшего медицинского персонала, сохранению коечного фонда.

— завершить подготовку материалов по формированию ГП «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения Российской Федерации» и представить их на рассмотрение в органы государственной власти;

— разработать дополнения к существующим стандартам и порядкам оказания медицинской помощи населению России, связанные с особенностями состояния здоровья и течением патологических процессов у пациентов старших возрастных групп и представить их на рассмотрение руководству Министерства здравоохранения РФ;

— внести предложения руководству Минздрава РФ:

  •      о введении внештатной должности главного геронтолога Минздрава РФ,
  •      о создании головного учреждения Минздрава РФ по проблемам геронтологии и гериатрии,
  •         о формировании Федерального регистра долгожителей России;

-в целях развития научных исследований в области геронтологии обратиться в Президиум РАН и РАМН с предложением:

  •                 по формированию координированной межведомственной программы научных исследований, направленных на изучение проблем преждевременного старения и продления периода трудоспособной жизни, на достижение профессионального долголетия населения Российской Федерации;
  •                 по созданию федерального высокотехнологического медико-социального геронтологического кластера;

— создать печатный орган Российской ассоциации геронтологов и гериатров в 2015 году.

 

  1.      Рекомендовать Всероссийскому научно-методическому геронтологическому центру министерству труда и социальной защиты РФ принять участие в подготовке, переподготовке и аттестации кадров для геронтологической службы, подготовить рекомендации по проведению мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, оснащенности геронтологических учреждений и оптимизации организационно-штатной структуры геронтологических центров.

4.Съезд обращается к средствам массовой информации с предложением обеспечить широкую пропаганду активного долголетия как базовой философии жизни населения России.

5.Съезд предлагает всем общероссийским общественным объединениям и политическим партиям включиться в работу по созданию условий, способствующих достижению средней продолжительности жизни населения России более 74 лет к 2018 году, провести обсуждение информационно-аналитических материалов по формированию Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России» на период 2014-2018 годы и поддержать решения IIIСъезда геронтологов и гериатров России.

Резолюция принята единогласно.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

III СЬЕЗДА ГЕРОНТОЛОГОВ И ГЕРИАТРОВ РОССИИ